Программа "Народные промыслы"

Ивакова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования,

Черногорское муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образовательного детей Центр детско-юношеский

"Юный техник"

г. Черногорск

Пояснительная записка

Керамика - один из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующий эстетический художественный вкус у детей, развивающий их творческие способности.

Изучая традиционные ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию, знакомясь с особенностями  материала, ребенок  постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, по своей специфике, в отличие от живописи  и аппликации, связанных с двухмерным пространством, в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Она совершенствует природное осязание рук, развивает малые мышцы кистей  и позволяет лучше координировать движения. Занятия лепкой развивает такие творческие способности, как наблюдательность, умение видеть характерное в объектах работать по памяти и представлению, а также способствует усвоению ряда математических (геометрические фигуры, длина, ширина, высота и  т.д. ).

Для смены и разнообразия творческой деятельности детей  в содержание программы предлагается вводить небольшой курс по работе с кожей и её заменителями. Использование в работе вторичных материалов позволяет развивать фантазию, самостоятельность выбора, творческую интуицию, расширять кругозор. Работа с кожей и её заменителями, как и другие виды деятельности, совершенствует навыки обращения с инструментами (ножницы, шило, резаки и т.д.). Полученные знания, навыки эмоциональное отношение к деятельности позволяет формировать творческую личность, ценящую культуру.

Программа культурологической направленности, продолжительность реализации - 3 года. Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на разновозрастную группу. Возраст детей, обучающихся в одной группе, 9-15 лет. Количество детей в группе составляет 12-15 человек. Продолжительность учебного часа - 45 минут с 10 минутным перерывом. Для первого года обучения проводится 2 занятия в неделю по 2 часа, для второго и третьего года - 3 занятия  по 2 часа. Количество учебных часов в год для  первого года обучения - 144 часа, для второго и третьего года - 216 часов. Формы организации занятий обусловленных их содержанием и проводится в группе,  индивидуально, коллективно. При этом 30% учебного времени предполагает  теоретическое обучение, остальное - практическая часть.

Основная цель - развитие художественных способностей, воспитание творческой личности, через овладение основами художественной обработки глины и кожи.

Для успешной реализации программы поставлены следующие задачи:

v  знакомить с историей развития керамики как вида прикладного искусства;

v  обучать навыками и приемам работы с глиной;

v  учить самостоятельно оценивать результаты своей работы, делать выводы;

v  развивать творческое мышление и стремление создавать конечный продукт  своими руками;

Поставленные задачи усложняются в соответствии с этапами работы. Детей первого года следует обучать навыкам и приемам лепки, развивать фантазию, воображение, организовывать двигательно-активный отдых и психологически комфортное пребывание в коллективе. Детей второго года - обучать навыкам декоративной лепки, совершенствовать приемы и навыки полученные ранее, развивать стремление создавать изделия своими руками, воспитывать требовательное отношение к себе и к своей работе. Детей третьего года - обучать лепке фигур в динамике, развивать умения творческого проектирования керамических изделий, воспитывать требовательное отношение к себе и товарищам, умение считаться с общественным мнением.

Для отслеживания успешности усвоения материала предусмотрены различные формы контроля. Основная - выставка работ детей, городской конкурс мастерства, которые проходят в конце учебного года, являются результатом их деятельности и показывают уровень знаний и умений, подученных в процессе обучения. С целью закрепления полученных знаний на практике, после изучения темы, предусматривается выполнение итоговой работы. В ходе работы, на различных этапах, применяется промежуточный контроль, выполнение творческих упражнений, тестов,  вводятся тематические игры, викторины и т.д.

К концу первого года обучения дети должны получить следующие знания и умения:

·         самостоятельно готовить глину к работе;

·         иметь отработанные навыки и приемы лепки;

·         лепить простые игрушки;

·         иметь представления о барельефе (горельеф, контррельеф);

·         знать и различать хохломскую, дымковскую, городецкую росписи;

·         работать  с палитрой;

·         составлять несложные сувениры из элементов;

·         расписывать мелкие игрушки;

·         иметь начальные навыки по обработке кожи и её заменителей;

·         изготовлять несложные сувениры из кожи и её заменителей, знать правили ТБ и ПБ.

Конец второго года предполагает такие знания и умения:

·         различать, лепить, расписывать Дымковскую, Филимоновскую и Каргопольскую игрушки;

·         лепить декоративных животных и птиц;

·         лепить несложные барельефы;

·         самостоятельно работать с палитрой, составлять орнамент;

·         расписывать свои изделия;

·         разрабатывать коллективные эскизы для работы с кожей и её заменителями;

·         иметь устойчивые знания по первичной обработке кожи;

·         знать тепловую обработку кожи;

·         знать и применять правила ТБ и ПБ;

·         представлять  свои работы на городские выставки, участвовать в них.

К концу третьего года дети должны знать и уметь:

·         изготовлять стилизованные народные игрушки с элементами творчества;

·         лепить фигуры человека и животных в динамике;

·         соблюдать в работе пропорции тел;

·         изготовлять творческие авторские работы;

·         проявлять творческий подход в цветовом оформлении своего изделия;

·         разрабатывать эскизы для творческих работ из кожи  и её заменителей;

·         создавать творческие работы из кожи и её заменителей;

·         знать, соблюдать и следить за соблюдением правил ТБ  и ПБ другими детьми;

Для отслеживания индивидуального роста ребенка могут быть организованы персональные выставки, заполняются личные творческие книжки. Творческие работы детей участвуют в конкурсах и выставках городского, республиканского, всероссийского значения.

Учебно-тематический план первого года обучения

п.п

Наименование  разделов и тем

 

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Лепка

80

2

-

1.1. Вводное занятие

 

 

 

1.2. История возникновения промысла

 

4

-

1.3. Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки

 

6

-

1.4. Лепка простых народных игрушек

 

6

26

1.5 .Барельеф

 

4

8

1.6. Лепка по замыслу

 

6

18

2.

Роспись

42

 

 

2.1. Составление орнамента

 

4

10

2.2. Роспись игрушек

 

4

20

2.3. Экскурсия

 

 

4

3.

Художественная обработка кожи

22

 

 

3.1. Знакомство  с кожей как с материалом

 

6

 

3.2. Обработка кожи

 

2

12

3.3. Заключительное занятие

 

-

2

 

Итого

144

44

100

Учебно-тематический план второго года обучения

п.п

Наименование  разделов и тем

 

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Лепка

124

 

 

1.1.Вводное занятие

 

2

 

1.2. Лепка Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушек

 

9

 

27

1.3. Лепка декоративных птиц и животных

 

12

28

1.4. Барельеф

 

3

9

1.5. Лепка по замыслу

 

10

24

2

Роспись

60

 

 

2.1. Составление орнамента

 

6

14

2.2. Роспись игрушек

 

9

27

2.3. Экскурсия

 

 

4

3

Обработка кожи

32

 

 

3.1. Разработка эскизов, элементов панно

 

2

4

3.2. Работа с выкройками

 

4

20

3.3. Заключительное занятие

 

 

2

 

Итого

216

57

159


Учебно-тематический план третьего года обучения

п.п

Наименование  разделов и тем

 

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Лепка

130

 

 

1.1.Вводное занятие

 

2

 

1.2. Лепка народной  игрушки с элементами творчества

 

6

24

1.3. Лепка фигур человека и животных в динамике

 

9

21

1.4. Композиция

 

7

21

1.5. Лепка по замыслу

 

13

27

2.

Роспись

54

 

 

2.1. Орнамент

 

3

9

2.2. Роспись изделий

 

9

27

2.3. Экскурсии

 

 

6

3.

Обработка кожи

32

 

 

3.1. Разработка проекта панно

 

6

6

3.2. Изготовление творческих работ

 

6

12

3.3. Заключительное занятие

 

 

2

 

Итого

216

61

155

Содержание программы первого года обучения

1.1. Вводное занятие. Знакомство с коллективом, режимом работы кружка, обсуждение плана работы на год, знакомство с правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Демонстрация готовых изделий, образцов.

1.2. История возникновения промысла. История керамики. Работы мастеров прошлого и современности. Материалы, инструменты, приспособления для работы. Правила организации рабочего места.

1.3. Дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки. Особенности формы и росписи дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек.

1.4. Лепка простых народных игрушек. Приемы работы при лепке игрушек. Последовательность выполнения изделия из целого куска. Лепка из отдельных частей. Способы соединения частей в целое.

Практика: лепка с закреплением полученных знаний (уточка, петушок ,козлик и т.д.).

1.5. Барельеф. Барельеф в прошлом и настоящем. Виды барельефа: горельеф, контррельеф, их особенности, различия. Последовательность выполнения барельефа. Оборудование, инструменты, приспособления для работы.

Практика: изготовление небольших барельефов с растительными мотивами.

1.6. Лепка по замыслу. Характерные особенности сказочных героев. Приемы отображения добра и зла в сказочных образах посредством лепки. Форма, цвет, как средство выражения настроения.

Практика: изготовление работ по своему желанию с обязательным применением и отработкой навыков и приемов лепки.

2.1.Составление орнамента. Понятие орнамента. Элементы орнамента, цветовые сочетания, композиция. Палитра, смешивание цветов. Анализ орнаментальных элементов.

Практика: построения орнамента в полосе.

2.2. Роспись игрушек. Сходство и различия в Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушках. Технология росписи, палитра, смешивания цветов.

Практика: расписывание игрушек выполненных на предыдущих занятиях.

2.3. Экскурсия. Экскурсии в музей или выставочный зал. Знакомство с экспозицией работ местных художников. Обсуждение работ.

3.1. Знакомство с кожей как материалом. Кожа и её заменители. Сафьян, велюр, замша, шагрень, лайка. Свойства кожи и кожзаменителей. Дополнительные материалы, используемые для обработки кожи. Нитки прочные: армированные с лавсаном, крученый шелк, толстый капрон. Возможно использование хлопчатобумажных ниток № 0, № 00. Клей ПВА,"Момент", "Феникс" и т.п. Инструменты, приспособления, оборудование необходимые для работы. Простейшие способы тепловой обработки кожи. Техника безопасности при работе.

3.2. Обработка кожи. Подготовка кожи к работе: шерфование, вощение, нарезание, нанесение клея, соединение деталей. Способы декоративной обработки кожи: соединение ручными швами, набор кожаного полотна из мелких кусочков,  аппликация: прорезная и накладная.

Практика: выполнение работы "Корзина с цветами".

3.3.Заключительное занятие. Подготовка к выставке, оформление работ. Подведение итогов работы за год.

Содержание программы второго года обучения

1.1.Введенное занятие. Краткое повторение пройденного за 1 год обучения.

Практика: анализ иллюстраций, образцов, готовых изделий.

1.2. Лепка Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушек. Сравнительный анализ образцов изделий различных промыслов. Последовательность лепки Каргопольской игрушки. Приемы лепки Филимоновской игрушки. Особенности оформления Дымковской игрушки с характерными для данных промыслов отличительными особенностями, деталей, украшений.

Практика: изготовление женской фигуры.

1.3. Лепка декоративных птиц и животных. Работа по схемам строения тел животных и птиц. Пропорции тел. Лепка из составных частей. Способы соединения деталей. Народная свистулька.

Практика: лепка фигур из составных частей, обработка навыков соединения деталей. Лепка животных на тему :"Зоопарк". Лепка птиц с декоративными элементами на тему :"Сказочный сад". Изготовление свистулек.

1.4. Барельеф. Особенности барельефа с растительным орнаментом. Основные правила построения растительного орнамента. Орнамент в квадрате, круге.

Практика: изготовление несложных барельефов на тему: " Узоры хакасских степей".

1.5. Лепка по замыслу. Выбор сюжета коллективной композиции с использованием образа народных игрушек. Выполнение эскизов проектируемых работ. Защита эскизов. Технологическая последовательность создания коллективной композиции.

Практика: лепка игрушек на свободную тему, вариации на заданную тему.

2.1. Составление орнамента. Характеристика национальных особенностей орнамента. Элементы орнамента, цветовые сочетания, композиция. Палитра, смешивание цветов.

Практика: построение орнамента  на заданную тему, роспись.

2.2. Роспись игрушек. Правила составления эскиза для росписи игрушек по мотивам Дымковской, Каргопольской, Филимоновской росписям.

Практика: роспись игрушек, работа с палитрой. Выставка работ.

2.3. Экскурсия. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее или выставочных залах. Обсуждение увиденного.

3.1. Разработка эскизов, элементов панно. Работа с эскизами изделий с использованием кожи и кожзаменителей, разработка отдельных деталей. Цветовая гамма. Приемы безопасной работы при обработке кожи.

3.2. Работа с выкройками. Перенос шаблонов на материал. Правила раскроя. Алгоритм тепловой обработки деталей из кожи с помощью свечи ,электрической плиты.

Практика: раскрой деталей, работа с выкройками, тепловая обработка деталей (свеча, электрическая плитка).

3.3. Заключительное занятие. Оформление выставки выполненных работ, подведение итогов.

 

Содержание программы третьего года обучения

1.1. Вводное занятие. Краткое повторение пройденного материала, обсуждение планов на год, характеристика изделий ДПИ. Режим работы кружка. Характеристика материалов для работы.

1.2. Лепка народной игрушки с элементами творчества. Образ народной игрушки. Обоснование формы, декоративных элементов, цветовой гаммы. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.

Практика: разработка и выполнение глиняной игрушки по мотивам народной.

1.3. Лепка фигур человека и животных. Работа со схемами характерных движений человека (фигура прямостоящая, фигура в движении и др.). Строение тел, пропорции, статика, динамика в выполненных изделиях. Подготовка материала. Выполнение отдельных частей фигуры человека (животного). Соединение элементов между собой.

Практика: разработка и выполнение в материале фигур человека и животных по заданной теме.

1.4. Композиция. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности. Отражение и обобщение объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира в композиции. Типы композиций: замкнутая - открытая, симметричная - асимметричная, статичная - динамичная. Формы композиций: точечная, линейно-ленточная, плоскостная, объемная, пространственная, комбинация различных форм. Правила составления композиции, цветовые решения, соотношение величин.

Практика: составление индивидуальных и групповых работ с применением практических навыков.

1.5. Лепка по замыслу. Выбор темы ("Город мастеров", "Славься мой город", фантастические животные и птицы и др.) Характеристика возможных героев. Выполнение эскизов для коллективной композиции. Последовательность выполнения. Оформление работы.

Практика: выполнение самостоятельных творческих работ различной тематики с применением отработанных приемов лепки.

2.1. Орнамент. Последовательность составления орнамента. Закрепление теоретических и практических навыков, полученных ранее. Возникновение форм орнамента. Фактура поверхности предметов из глины.

2.2. Роспись изделий. Закрепление знаний законов цветоведения, применение их на практике, росись игрушек в традиционной и творческой манере.

2.3. Экскурсии. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее или выставочных залах. Обсуждение увиденного.

3.1. Разработка проекта панно. Технология обработки кожи. Учет свойств кожи при проектировании изделия. Этапы разработки эскизов.

Практика: разработка эскиза, защита эскизного проекта изделия.

3.2. Изготовление творческих работ. Составление технологической последовательности изготовления изделия. Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Приемы безопасной работы.

Практика: выполнение творческих работ с применением различных способов обработки материалов. Выставка.

3.3. Заключительное занятие. Итоговые занятия, отбор и оформление работ к выставке.

Список используемой литературы для педагога

1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. О.Е.Лебедева. - М.; ВЛАДОС, 2003

2. Дополнительное образование детей. Словарь- справочник. /Сост. Д.Е.Яковлев. - М.;АРКТИ,2002

3. Игумнов С.А. " Основы психотерапии детей и подростков", М. - " Издательство Института Психотерапии", 2001

4. Интернет-ресурсы

5. Медведь Э.И. "Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования детей", М. - Центр гуманитарной литературы "РОН"

6. Шпикалова Т.Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера: Занятия с младшими школьниками: Учебное пособие.

для детей

1. Горичева В.С., Филиппова Т.В. "Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок", Ярославль, "Академия развития", "Академия, К", 2000

2. Горичева Т.С., Нагибина М.И. "Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина", Ярославль, "Академия развития", "Академия, К", 1998

3. Каталог выставки " Фарфор в русской усадьбе 18 века", М., 1990

4. Мицель И. "Кожа"., М.: "Культура и традиции", 1999

5. Рабочие тетради "Основы народного и декоративно-прикладного искусства", М. -"Мозаика Синтез"

6. Новикова И.В., Базулина Л.В. "100поделок из кожи ", "Академия развития", "Академия, К",1999"

7. Федотов Г.Я. "Послушная глина", М.-"АСТРЕЛЬ-АСТ", 2003

8. Чаварра Х."Ручная лепка", М., "АСТРЕЛЬ-АСТ",2003

9. Шпикалова Т.Я. Величкина Г.Я. "Дымковская игрушка, -М.: Мозаика-синтез",1998