О поэзии, красоте и физике.

    Физики и лирики - спор между ними  существует уже не  одно десятилетие. Вспомним бурные шестидесятые. Молодежь  стремится в космос, тайгу, на стройки,  в научные лаборатории.  Именно тогда впервые было опубликовано стихотворение советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого  «Физики и лирики». После публикации развернулась  дискуссия.  Читатели пытались выяснить, кто «более нужен» — «физики» или «лирики». В споре побеждали физики.   Учёный –  это герой времени. А лирик? Кто он такой? Ведь он не полетит в космос, не совершит открытия. Но без лириков не могли обойтись.  Стихи и песни нужны были как воздух, как глоток живительной влаги. Никогда ещё поэзия не пользовалась таким уважением и  почётом.  

     Спор продолжается и сейчас.  Противостояние стало глобальным, но осталось ли оно непримиримым? Может быть, пора вспомнить слова  К.Г. Паустовского - «В любой области человеческого знания    заключается бездна поэзии».   Среди ученых – физиков немало авторов интересных научно-популярных книг:  Циолковский К.Э., Столетов А.Г., Перельман Я.И. Красоту точных наук понимали величайшие мастера пера: Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Грибоедов А.С.  Я думаю, что со мной согласятся многие, только с полётом фантазии можно сделать открытие, увидеть неведомое, парадоксальное. И мы учителя  должны помочь воспитать у учащихся чувство прекрасного,  хороший художественный вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, развивать образную речь. Не только на уроках русского языка и литературы решается эта задача, но и у преподавателя  физики есть ряд приемов, которые помогут ученику излагать свои мысли логично, эмоционально и убедительно. Например, провести, с точки зрения физики, исследование литературного произведения или картины. Написать сочинение, синквейн, стихотворение, нарисовать  портрет ученого, сделать фотографию природного явления и составить к ней задания. Вот некоторые примеры физических задач, в условиях которых обнаруживается связь физики с литературой, МХК, рисованием.       

     Тема «Источники света» 8 класс.

 Знаменитая резцовая гравюра на меди "Меланхолия". Автор - немецкий художник Альбрехт Дюрер, один из гениев эпохи Возрождения. Центром композиции своей гравюры он сделал кристаллический многогранник.

Задание.  Найдите грани, которые художники называют «свет», «тень», «полутень»? Где находится источник света?  Рассмотрите на картине  шар. Самая яркая точка на шаре – блик. Найдите на нем свет, тень и полутень.

Экспериментальное задание.Возьмите стальной шарик от шарикоподшипника и осветите его в полутемном помещении. Найдите тень, свет,  полутень, блик. Попытайтесь нарисовать увиденное. [1]

    Тема «Агрегатные состояния вещества» 8 класс.

Картина русского художника Левитана И.И. «Ранняя весна» полна света, гармонии и красоты. 

Задание.  В поэтических строках А.С. Пушкина «К Овидию» найдите  информацию о воде, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней. Определите время года, выясните,  к какому агрегатному состоянию относится вода (устойчивое  или переходный процесс, скрывается за необычным описанием).  А так же определите, выделяется или поглощается энергия в данном процессе.

«Свободные поля взрывал уж ранний плуг;

Чуть веял ветерок, под вечер холодея;

Едва прозрачный лед, над озером тускнея,

Кристаллом покрывал недвижные струи».

Экспериментальное задание.Возьмите кусочек льда и проведите наблюдение за процессом плавления. Определите температуру плавления. Сделайте выводы.

   Не стоит забывать и о том, что залогом успешного учения является создание положительного эмоционального настроя на уроке. Массированное отрицательное эмоциональное воздействие порождает не только отвращение к учебе, но нередко и агрессивность к преподавателю.  Устранение отрицательных эмоциональных барьеров немедленно повышает эффективность обучения.  На вопрос  «Физика скучная наука или нет»  одна ученица ответила так:  «Мне кажется физика – это самая интересная наука в мире. На физике мы изучаем разные интересные темы, а иногда даже сочиняем стихи. Но больше всего мне нравиться проводить опыты, делать разные творческие задания и даже контрольные работы, но легкие».    

    Я считаю, что школьная физика не должна быть оторвана  от таких дисциплин как литература, музыка, история, рисование, МХК. В разумных пределах всё это будет правильно. Ведь среди ребят немало любителей играть, петь, рисовать, а учитель – профессионал сможет связать  изучение физики с теми   предметами, которыми интересуются учащиеся. Межпредметные связи могут стать основой формирования ценностного отношения учащихся к знаниям,  необходимым условием эффективности процесса обучения. При этом будут решены следующие важные задачи:

1. максимальное развитие творческого потенциала каждого учащегося, основанное на их ценностных ориентациях;

2. полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, обусловленное учетом их индивидуально особенностей;

3. положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока.

          Среди учеников нашей школы растут будущие ученые, инженеры, конструкторы, которые,  я уверена,  с трепетом и любовью будут относиться к произведениям  искусства и литературы. Ведь человеку нашего века необходимо многое: поэзия Лермонтова М.Ю. и Пушкина А.С.,  проза Толстого Л.Н. и Чехова А.П., музыка Чайковского П.И. и Шопена, и самая  загадочная из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна А., а ещё космонавтика и микроэлектроника, бионика и квантовая механика.

Список литературы.

1. В.П. Демкович «Задачи, раскрывающие связь физики с гуманитарными предметами» [1] / Демкович В.П.// журнал «Физика в школе» - 1993.  - №1